Открыть меню

Оценка стоимости бизнеса

Оценка стоимости бизнеса Предприятие — некий товар, который может продаваться и приобретаться на рынке. Бизнес – это совокупность материальных и нематериальных активов, формирующих оценочную стоимость компании. Компания, имея разные масштабы, занимая единый сегмент рынка, может иметь абсолютно разную рыночную стоимость. Обуславливается это множеством факторов. Для учета всех составляющих, формирования адекватной оценки необходимо использование трехкомпонентной методики оценивания. Она предполагает использование затратного, доходного и сравнительно методов.

Далее о том, для чего нужна оценка стоимости предприятия, какие документы для ее проведения необходимы, кто ее должен проводит, другие особенности процедуры.

Стоимость услуг по оценке бизнеса

 

Объект оценкиЕдиница измеренияМинимальные затраты (часы)Ориентировочная стоимость, руб.
Оценка бизнеса / компаний ЗАО (ПАО, АО)
  • мелкий
1 объект30от 30 000 до 75 000
  • средний
1 объект50125 000
  • крупный
1 объект75187 500
  • крупнейший
1 объект150375 000
Оценка бизнеса / компаний ООО
  • мелкий
1 объект30от 30 000 до 75 000
  • средний
1 объект50125 000
  • крупный
1 объект75187 500
  • крупнейший
1 объект150375 000
  • Оценка месторождений
1 объект75от 187 500
  • Оценка предприятия (имущественного комплекса)
1 объект50от 125 000
Оценка банков1 объект
  • мелкий
1 шт.30от 50 000 до 75 000
  • средний
1 шт.50125 000
  • крупный
1 шт.75187 500
  • крупнейший
1 шт.150375 000
  • Инвестиционная оценка предприятия
1 объект40от 50 000
  • Оценка ликвидационной стоимости
1 объект30от 30 000

Стоимость по оценке предприятия формируется в каждом случае индивидуально. Связано это с тем, что каждый бизнес – уникальный организм, имеющий в себе разные структурные элементы. У каждой компании своя репутация, имидж, клиенты, потенциал развития. Не стоит забывать и о разном уровне финансовой устойчивости, деловой активности, ликвидности, рентабельности. Опытный оценщик никогда не скажет цену заказа до того, как не погрузится в дело, не изучит финансово-хозяйственную деятельность, ее специфику.

Важно понять: нет единой тарифной сетки на услуги оценки. Цена определяется тем, сколько труда будет вложено для достижения результата. Нужно оценить:

  • первичные сведения об объекте: когда основан, сколько акционеров, тип собственности, организационно-правовая форма, налоговый режим и т.д.;
  • масштабы деятельности компании, вид деятельности, специфику работы;
  • финансовую и бухгалтерскую отчетность, структуру активов, пассивов, их размер.

Важно погрузиться в тему, чтобы сориентировать заказчика услуги. Невозможно сразу сориентировать по срокам оценки. В результате работы выявляются дополнительные сведения, риски, проблемы, находятся резервы.

Какие факторы дополнительно влияют на стоимость услуг:

  • товарооборот компании;
  • сфера деятельности;
  • наличие обособленных структурных подразделений;
  • работа на внутреннем или и на мировом рынке;
  • штатное количество сотрудников предприятия;
  • стоимость основных фондов;
  • величины долгосрочных и краткосрочных обязательств;
  • наличие финансовых активов: акций, облигаций, других ЦБ;
  • ликвидность, рентабельность компании.

В каких случаях производится оценка стоимости бизнеса

Обязательного требования об оценке нет. Но есть ряд случаев, когда без нее невозможно осуществить операцию. Одной из таких сделок является продажа целого бизнеса, его части. В таких случаях наиболее чаще обращаются к услугам оценщика.

К оценке прибегают при:

  • инвестировании;
  • ликвидации, реорганизации, объединении;
  • страховании предприятия;
  • приватизации объекта;
  • оформлении наследства (при переходе бизнеса, его части по наследству).

Но если владелец компании желает самостоятельно без причины узнать стоимость бизнеса, он может это сделать. Исключений нет. Оценщики работают со всеми, кому нужна услуга.

Цель оценкиЕдиница измеренияМинимальные затраты (часы)Ориентировочная стоимость, руб.
  • Оценка для целей залога
в зависимости от объекта оценкиот 30от 30 000
  • Оценка для МСФО
в зависимости от объекта оценкиот 30от 30 000
  • Оценка для страхования
в зависимости от объекта оценкиот 30от 30 000
  • Оценка для выкупа (сделок купли — продажи)
в зависимости от объекта оценкиот 30от 30 000
  • Оценка при слиянии и поглощении
в зависимости от объекта оценкиот 30от 30 000
  • Оценка взносов в уставной капитал
в зависимости от объекта оценкиот 30от 30 000
  • Оценка на ретроспетивную дату
в зависимости от объекта оценкиот 30от 30 000
  • Оценка для принятия управленческих решений (собственного прнимания собственника)
в зависимости от объекта оценкиот 30от 30 000

Какие документы нужны для оценки стоимости бизнеса

Для проведения корректной, точной оценки бизнеса нужны документы. Заказчик должен предоставлять все запрашиваемые бумаги. От их полноты зависит результат.

Какие документы необходимы:

  1. Учредительные документы: устав компании, регистрационные документы, Приказ об учетной политике, Приказ о назначении руководителя и т.д.;
  2. Бухгалтерская отчетность. Минимальный срок для анализа – три года, предшествующих году проведения анализа;
  3. Отдельные расшифровки к балансу. Они могут запрашиваться в полном объеме, по конкретной статье баланса. Актуальны расшифровки по основным средствам, дебиторской задолженности, краткосрочным обязательствам, финансовым вложениям;
  4. Финансовый план на текущий год, бизнес-план на несколько лет (при их наличии);
  5. Документы, подтверждающие право владения конкретными объектами недвижимости: зданиями, сооружениями;
  6. Документы, подтверждающие владение объектами интеллектуальной собственности;
  7. Договора с контрагентами: покупателями, заказчиками, арендодателями или арендаторами; кредитные договора.

Это базовый комплект бумаг для оценки компании. Но оценщик имеет возможность запросить другие документы, необходимые для анализа и оценки стоимости бизнеса. В интересах заказчика их предоставить. Не стоит бояться. Между сторонами отношений подписывается договор о неразглашении тайной информации. Поэтому все данные в безопасности.

Как оцениваются предприятие

Провести оценку за один день невозможно. Это комплексная работа. Оценщик проводит работу в несколько этапов:

  1. Подготовительный. На этом этапе происходит сбор информации о предприятии. Специалист знакомится с предприятием, оценивает объем работ, прогнозирует сроки выполнения, определяет «сложные моменты». Заказчик предоставляет документы для изучения.
  2. Анализ компании. Непосредственная оценка бизнеса, определение рыночной стоимости объекта. Анализируется рынок, его конъюнктура, финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
  3. Вынесение результата на основании расчетов. Здесь применяется симбиоз затратного и доходного метода. Специалист проводит расчеты, используют экономико-математический аппарат, специальные программные продукты.
  4. Формируется отчет о независимой оценке стоимости бизнеса.

Отчет составляется не в произвольной форме, а с учетом норм Федеральных стандартов оценки. Он может быть использован инвесторами, акционерами, топ-менеджерами, другими пользователями. Документ предоставляется заказчику в бумажном виде, имеет печать, подпись оценщика. По желанию клиента возможно предоставление в электронном виде. Имеет аналогичную юридическую силу, содержит электронную цифровую подпись исполнителя.

Методы оценки стоимости бизнеса

Методология оценки предполагает три метода оценка, о которых было сказано ранее: затратный, доходный и сравнительный. Применение отдельного метода не позволительно для формирования комплексной стоимости объекта. Нужен синтез методик, способов, методов и приемов. Не последнюю роль играет опыт, компетентность оценщика.

  1. Затратный метод. Является эталонным методом, позволяет формировать стоимость как малых, так и крупных предприятий. Базируется на определении разницы между стоимостью чистых активов и пассивов компании. В числе чистых активов учитывают оборотные фонды (денежные средства, запасы, товары, дебиторскую задолженность), основные средства (здания, сооружения, оборудование), нематериальные активы (патенты, авторское право, ноу-хау). Метод удобен тем, что для его осуществления необходимо минимум документов, информации. Достаточно провести анализ финансовой отчетности. Детальный анализ не нужен. Такой подход используется во всем мире, поэтому рассматривается как эталон.
  2. Доходный метод. Базируется на сравнении стоимости предприятия и дохода, который будет получен от его создания. Другими словами, должна присутствовать окупаемость бизнеса в будущем. Необходимо учитывать возможность изменения денежной стоимости в будущем с учетом ставки дисконтирования. Например, доход полученный в текущем году не соизмерим с доходом, полученным через 5 лет. Метод применяется для оценки эффективности инвестирования.
  3. Сравнительный метод. Рыночная оценка бизнеса проводится с учетом сравнения аналогичных предприятий на рынке. Оценивается перспективность развития бизнеса в будущем, потенциальный спрос и предложение, объем занимаемого сегмента.

Использование комплексного подхода позволяет сформировать не просто реальную цену предприятия, но и учесть все факторы влияния: от внутренней до внешней среды.

Заказать звонок

тест

Имя *

Телефон *

Удобное время звонка

Сообщение

Согласен. Нажимая на кнопку отправить, я принимаю условия пользовательского соглашения, а также ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности и даю согласие на обработку моих персональных данных.

×